Новости

«АП-7»/«О-Я»

image

В выставочном зале «Замоскворечье» открывается выставка работ молодых художников под названием «АП - 7» - аббревиатура «Авторской программы»- замечательное ежегодное явление в художественной жизни Москвы. Она проводится в 7-й раз. Для студентов это стимул в активации поиска в цвете, линии, демонстрация новых языков. Выставка призвана отразить достижения в области живописи и рисунка, выявить таланты в этих областях, постараться получить признание взыскательной публики.

Все работы художников, старшекурсников Национального института дизайна, сделаны в минувшем году по Авторской программе Степана Кореня, организатора и куратора проекта. Выставка откроется 12 февраля, вернисаж 21 февраля в 18 часов.

АП – Авторская Программа

У Рене Магритта есть картина, которая называется «Проницательность». На картине изображен рисующий с натуры художник, сидящий за мольбертом (возможно, он сам). Художник смотрит на яйцо и при этом рисует птицу. Эта картина могла бы стать, думается, своего рода эпиграфом к моей Авторской программе.

Программа стала создаваться более 10 лет назад, когда я понял, что каждый раз, когда я начинаю заниматься с группой старшекурсников, я сталкиваюсь с одной и той же проблемой. Дело в том, что с момента, когда студенты заканчивают обучение по курсу академической живописи (обычно 3-4 учебных года), перед ними стоит задача начать мыслить самостоятельно и созидательно, работать творчески, то есть смело применять знания, (которых, кстати, всегда не хватает). Искать и находить. И, хотя без основ рисунка художник – это не художник, поскольку не умеет общаться с миром при помощи линии и цвета, но все же рисование с натуры представляет собой в некотором смысле преграду для творческой мысли. Оно приучает следовать готовой, а не созданной собственным воображением форме. Не срисовывать, а творить– вот в чем проблема. Художник на картине Магритта именно творит, а не срисовывает.

Не научившиеся творить и придумывать, ищущие аналогов, художники и дизайнеры ищут примеры для подражания, компиляции, срисовывания, а зачастую запросто копируют понравившуюся идею, картинку, выдавая ее за свою. Сколько таких примеров! Таким образом формируется зависимость от чужого искусства и растет неуверенность в своих силах. Вот эту проблему я и пытался решать все эти годы, меняя или вообще упраздняя какие- то задания и придумывая новые. Я преподаю по моей программе, состоящей из семинарских занятий и цикла лекций по истории искусства ХХ в. Программа охватывает период от начала ХХ века и до сегодняшнего времени и, частично меняясь, существует около 10 лет. Программа представляет собой ряд заданий, следующих по мере нарастания сложности, и рассчитана на изучение в течение полутора лет, сами же темы заданий группируются в 4 разделах. В Национальном Институте Дизайна было решено перед Программой проводить курс занятий по предмету, называемому спецрисунком. Выполняя задания по спецрисунку, не отвергая рисование с натуры совсем, учащиеся переходят к работе по воображению.

В первом разделе Программы задачей ставится переход от работы с натурой к работе по представлению и решение композиционных задач, с этим связанных. Таким образом, решается проблема освоения нового художественного пространства- творчества без прямого контакта с натурой. В ходе обучения изобразительному языку студенты так или иначе должны освоить язык композиционного жеста, драматическое взаимоотношение черного и белого, визионизм отношений нюансов. Эти навыки необходимы для ясного выражения идей второго раздела.

Во втором разделе происходит изучение стилей в искусстве минувшего времени, начиная с конца ХIХ века-начала ХХ века до времени настоящего, от экспрессионизма к перформансу. Изучая черты стилей, выполняя задачи, поставленные в связи с этим, студенты закрепляют на практике знания по теории и истории искусства. Тогда исключительно творческие задачи приходят на смену междисциплинарным. Поняв и освоив разные языки, став своего рода полиглотами, художники обогащают свою творческую палитру и изучают стили на практике, откладывая в свою творческую копилку знания, чувствования и умение изобразить страх, депрессию в экспрессионизме, радость, довольство и покой в фовизме, стихию подчинения формы авторским желаниям в кубизме, свободную организацию живописного пространства в супрематизме и так далее.

В третьем разделе Программы выполняются 2 задания. «Миниатюры» рассчитаны на умение в изобилии представить живописно-графические идеи, создать своего рода «мини-месседжи», а в «трансформациях формы» необходимо научиться смело менять форму, шаг за шагом двигаясь от портрета к натюрморту, от портрета к портрету-противоположности, от портрета к пейзажу и т.д.

В последнем, четвертом разделе, обычно изучается актуальное искусство - артобъект, инсталляция перформанс, или видеоарт. Далее следует выставка работ

Поскольку виртуальный мир занимает все больший сегмент в жизни современного человека, сдвигая и меняя смыслы, в том числе и структурные, в области образования, то многие естественные процессы становятся все более невесомыми. Это не всегда позитивно. С другой стороны, наоборот, глобализируется несущественное. Для меня поэтому представляется естественным, когда нарисованные студентами в ходе обучения работы в итоге выставляются в реальном пространстве галереи для широкой публики. Известно, что на западе выставки, сделанные в стенах almamater, не вынесенные за ее пределы, считаются показателем плохого состояния дел института.Выставки работ студентов служат своего рода рекламой для абитуриентов, а также темой для межвузовского обмена идеями, опытом и методиками преподавания. Иными словами, и студенты, и педагоги имеют возможность сравнить результаты своей работы и их скорректировать. Поэтому выставки, которые мне удается устраивать, являются событием и в вузовском коллективе и для меня лично. Итоговая выставка работ студентов тех вузов, где я преподаю, является запланированным событием Авторской программы. К каждой выставке мы печатаем каталог работ, плакат. О выставках написаны статьи: в журнале «Свободный доступ», статьи в газете «Вышка »и «Гаудеамус». Есть страничка на fb («Мастерская живописи»). Ежегодно выставки проводились в галерее Л до ее закрытия. Их было пять.Выставка «Авторская программа – 4» была показана также в новом выставочном пространстве - в Музее музыкальной культуры им. Глинки.

С 2006 года я веду также кураторскую работу в творческой группе «О-Я», членами которой являются молодые художники, обучавшиеся по Программе. Работы были показаны на выставках , фестивалях видео-арта, где были получены дипломы и призы.

Серия выставок «Авторская программа», подготовка к ним и процесс создания работ от замысла до экспозиции на выставке, способствуют совершенствованию мастерства художников и дают им возможность полноценного творческого показа своих работ. Ориентируют в искусстве.

Выставки по темам «Авторской программы» проводятся в этом году в 6-й раз, а начинались в 2006 году. Каждый год весной, к моменту завершения работы над темами и заданиями Программы, мы выносим живопись, графику, объекты, видеоарт на суд зрителей. За последние годы по Программе училось в общей сложности около 350 художников. Это студенты Института бизнеса и дизайна, Национального института дизайна, слушатели Свободных мастерских московского музея современного искусства, Московского художественно-промышленного института, Института современного дизайна. Первые работы были показаны в Московском Университете имени С.Ю. Витте (МИЭМП) в 2006 году. Далее в Библиотеке Искусств им. Боголюбова (2006, 2013), в «L- галерее» (2008,2009,2010,2011,2012),Институте Журналистики и Литературного творчества (2009), Музее Музыкальной Культуры имени М.И. Глинки (2011).

В 2014 году 10-го феврале откроется выставка «АП-7» в галерее Замоскворечье, а в конце марта в Выставочном зале тульского Музея изобразительных искусств.

В июне планируется выставка в Костромской государственной галерее.

Я рад тому, что у нас не иссякает количество одаренных молодых художников, блестяще справляющихся с самыми трудными задачами, подобных поставленым в Программе.


Лицо новейшего искусства всегда казалось некрасивым, комичным и даже нелепым. Но в искусстве всегда надо обновлять язык, чтобы он не стал со временем косноязычием.

Основная задача, ставящаяся перед художниками группы - создание Картины, адекватной состоянию самого ее автора. Источник идей при этом - сам художник, а не жизнь, не философия и тем более не литература.

Когда цвета и линии составляют единство и служат глубине духовного переживания, они неизбежно становятся вызовом стереотипам. Вибрации цвета, выразительность линии, поэзия и игривость сосуществуют в этом своего рода путешествии в мир образов и персон. Их лица могут быть неопределенными (как в работах Степана Кореня, Михаила Чудновского) или с вполне определенными, как в работах Фахри Хоссейни, Веры Хомяковой. Но художник может обходиться и вовсе без них, тогда глубина переживания становится абстрактной и подобной музыке.

Профессионализм и утонченная культура исполнения в работах художников группы «О-Я» требует и от зрителя усилий, а не только простой расшифровки. Тому в помощь свет. Несмотря на теневые области, внутренний свет всегда преобладает. Иногда впрямую, как в световой картине «Хасмозавр» Екатерины Плотниковой, выставленной ниже этажом, а иногда косвенно, как в работах Ольги Марченко, где цветовая палитра обогащена то теплыми оттенками, то бесконечными небесно-голубыми и где всегда встроено чувство романтического счастья.

На этой выставке художники выставили графику и живопись. Объекты показывает Елена Шмакова.

Группа «О-Я» существует с 2006 года, объединяет молодых художников, выпускников творческих вузов. Руководитель группы и куратор выставки – Степан Корень, известный московский художник и педагог. Выставка откроется 12 февраля, вернисаж 21 февраля в 18 часов. Выставка «Налево-направо-3» открывается в галерее «Замоскворечье» одновременно с выставкой «АП-7» студентов Степана Кореня.

Степан Корень

image

На фото работы Ольги Марченко - «Обновление» и Степана Кореня - «Полёт души»


Фоторепортаж ГВЗ «Замоскворечье»

Смотреть видео из архива ГВЗ «Замоскворечье»