11 февраля в Государственном выставочном зале «Замоскворечье» открывается выставка работ заслуженного художника РФ Людвига Гаевича Симонова, посвященная 70-летию снятия блокады Ленинграда.
Заслуженный художник РФ Игорь Самуилович Виханский , работал вместе с Симоновым в Комбинате художественных работ в Химках, был его другом. После смерти Симонова часть работ «колымского цикла» находится в собраниях музеев Сахарова и ГУЛАГа. Серия работ «ленинградского цикла» хранится у художника Виханского.
Работы, выставляемые в «Замоскворечье» в феврале 2014 года, ни разу не экспонировались и будут представлены московскому зрителю впервые.
Подростком Людвиг Гаевич Симонов пережил семь блокадных месяцев в Ленинграде. Едва живого его вывезли по Дороге жизни. Потом - эвакуация, полуголодная жизнь в далекой деревне на Алтае. В 1945 году семья перебралась на Колыму, где работал техником-связистом отец.
Его первым наставником в изобразительном искусстве стал заключенный Порфирий Фальбов (1906-1967), бывший секретарь Союза художников Таджикистана. Много лет спустя сестра Симонова вспоминала, как они с братом, будучи учениками старших классов школы-интерната в Ягодном, подружились с расконвоированным зэком-художником, приходившим в поселок из расположенного неподалеку лагеря. Заметив, что он истощен, школьники стали тайком подкармливать его, благо на интернатской кухне всегда оставалось достаточно еды. Кое-что их наставник уносил с собой в лагерь, чтобы поделиться с товарищами. Обнаружив это, директор вызвал брата с сестрой «на ковер», но подростки, на собственном блокадном опыте познавшие, что такое голод, проявили твердость, и директор… уступил. Ученики кормили своего учителя до тех пор, пока не истек срок его заключения, и он не освободился из лагеря.
Закончив школу, Людвиг устроился на работу в геологическую партию, а через год, в 1947-м брат и сестра вместе отправились «на материк», чтобы получить художественное образование. Диплом московского Художественного училища памяти 1905 года открывал перед молодыми художниками возможности устроиться в столице, но они предпочли отправиться в Таджикистан к своему учителю Порфирию Фальбову…
В 1957 году Симонов создает эскиз к первой своей картине, посвященной блокадному Ленинграду. Эта тема становится ведущей в дальнейшей творческой деятельности Людвига Гаевича.
Несмотря на трагическую тему выставки, Л.Г. Симонов в своих работах отразил каждодневный героизм ленинградцев, их стойкость, мужество, любовь к своему прекрасному городу. Беспримерным гражданским подвигом они смогли сохранить его бесценные творения для потомков.
Картины Симонова как будто спрятаны за пеленой, как будто запорошены снегом… Автор пояснял, что и город, и люди у него полуреальны, написаны в полуобморочном состоянии, какими и были в блокаду. Детская память художника сохранила именно белизну - холод и бесконечный, нескончаемый снег тех далёких блокадных месяцев. Едва проступают сквозь вьюгу фигуры людей, блокадная зима готова поглотить их и скрыть от нас, сегодняшних. Но художник Симонов оставил нам этот снег далёкой уже блокады на своих полотнах. ОН ЭТО ВИДЕЛ. И донёс до нас… и мы вглядываемся в тени и силуэты прошлого, чтобы не забыть его.
В 1984 году он был принят в Союз художников СССР. Л.Г. Симонов неоднократно выставлялся на многих всероссийских, региональных, областных, городских и персональных выставках. В 1985 году художник участвовал в международной выставке в Болгарии.
Пресс-группа ГВЗ «Замоскворечье»